mogas.by
"Дураки и дороги"
Интересная статья 2007 года от украинских коллег.
Все знают, что одним из необходимых структурных элементов экономики развитого общества являются дороги, и чем они лучше, тем более надежным, скоростным, безопасным и предсказуемым будет транспортное сообщение. Современные дороги это в первую очередь современные конструкционные материалы, обладая которыми можно спроектировать и выполнить соответствующие технологические этапы их создания. Почему дороги во многих странах строят с использованием менее твердого материала, и они служат десятилетиями, а наши после первой же зимы начинают превращаться в «направления»? Попробуем разобраться. Наибольшей объемной составляющей любого дорожного полотна является щебень. Очевидно, что качество и цена щебня напрямую влияют на качество и стоимость дорожного строительства. Качественных характеристик несколько, однако наиболее важными являются физические свойства материала и геометрические показатели щебневых зерен. Кроме того, в последнее время установилась устойчивая тенденция к сужению разброса размеров зерен в составе фракции. Так, вместо наиболее привычной всем фракции 5-20, в состав которой входят зерна с наибольшими размерами от 5 до 20 миллиметров, все чаще применяются фракции 6-8, 8-11, 11-16, разница размеров зерен в которых заметно снижена. Применение однородных по своему размеру зерен позволяет заметно улучшить характеристики получаемых с их применением конструкционных материалов. Кроме того, огромное значение имеет индекс формы щебневого зерна. Так называемый «кубовидный щебень» состоит из зерен, наибольший размер которых не более чем в три раза превосходит наименьший. «Лещадные» и «игловидные» зерна, индекс формы которых не соответствует требованиям «кубовидности», станут слабым звеном в структуре строительного материала и снизят общую прочность полученной конструкции. Зернам с индексом формы большим, чем три, не должно быть места в готовом материале, равно как и деревянным звеньям в стальной якорной цепи. Пластинчатые и иглоподобные зерна, прямо или косвенно, приводят к возникновению дефектов дорожного полотна, снижают прочностные характеристики бетонных конструкций, не говоря о том, сколько хлопот они доставляют при работе с пульповыми насосными станциями современных бетонных заводов. Технологии Современный технологический процесс получения щебня состоит из последовательности операций получения горной массы в результате проведения буровых и взрывных работ, ее дробления, сепарации по товарным фракциям и транспортировки к месту потребления. На практике каждая из операций может быть выполнена по-разному, в зависимости от целого ряда факторов, что, в свою очередь, приводит к различным результатам. Так, при подготовке взрывных работ сетка бурения может выполняться по-разному, что влияет не только на стоимость самих работ, но и на качество получаемой горной массы. Для соблюдения экономической эффективности процесса дробления важно, чтобы размер дробимого материала не превышал оптимальный для данного вида оборудования, даже если в техническом плане установка способна переработать и большие по размеру куски. Валуны, образованные взрывом породы, размеры которых превышают экономически оправданные, специалисты именуют негабаритом. Для превращения негабарита в куски подходящих размеров все чаще применяют гидравлический экскаватор, оснащенный гидромолотом. Оснащенный тяжелым гидромолотом карьерный гусеничный гидравлический экскаватор весом от 30 до 60 тонн, управляемый опытным оператором, может за час разрушить до 50 тонн гранитного негабарита, превращая его из проблемного материала в хорошее сырье для последующей переработки. Для повышения эффективности процесс дробления разбивают на несколько стадий. Первую стадию дробления твердых пород проводят, как правило, на щековых дробилках. Полученный после щекового дробления материал отправляют в конусную дробилку или дробилку ударного действия, а оттуда, если потребуется для уменьшения индекса формы, - в дробящий узел роторного типа. Результат дробления классифицируют по фракциям и доставляют потребителям. Современные тенденции Несмотря на то, что нерудные технологии не изменяются столь стремительно, как информационные, прогресс не миновал и карьерную технику. Практически все операции технологического цикла вобрали в себя новые черты. Допотопные тросовые экскаваторы уступают место быстрым и более экономичным в эксплуатации гидравлическим, которые могут, кроме прочего, оснащаться гидромолотами как для разделки «негабарита», так и для первичного разрушения скального грунта. Щековые дробилки изменили кинематические параметры движения щеки, что сказалось на их производительности. Дробилки конусного типа теперь работают таким образом, что большая часть породы разрушает друг друга в слое, что не только увеличивает производительность и снижает износ поверхностей дробящих конусов, но и благоприятно влияет на форму получаемого материала. Одним из нововведений, не оставшимся без внимания горняков, стало появление на рынке карьерного оборудования самоходных автономных модулей, которым специалисты пророчат большое будущее. Оно и неудивительно. В отличие от стационарного оборудования, применение мобильных технологий позволяет сэкономить на проектных и монтажных работах, а выпуск готовой продукции возможен в день прибытия техники в карьер. Кроме того, модули, имеющие гусеничный ход, могут работать прямо в забое и, по мере необходимости, в одночасье перестраиваться в различные технологические цепочки. Линия может быть легко перебазирована в другой карьер, поближе к месту потребления готовой продукции, не говоря уже о том, что в стране, где политика активно влияет на бизнес, мобильность оборудования это еще и залог экономической безопасности. То, что бетонные заводы располагаются прямо на строительной площадке, давно стало нормой. Пришла очередь и щебневому производству вплотную приблизиться к месту потребления готовой продукции. Кроме того, строители получают уникальную возможность производить необходимый им продукт прямо на строительной площадке, додрабливая исходное сырье до необходимого в данный момент проведения работ материала и самостоятельно контролируя качество получаемого. Для компаний, разрушающих старые здания и сооружения, мобильные дробилки становятся инструментом, превращающим строительные отходы, требующие затрат на вывоз и утилизацию, в ликвидные металлолом и бетонный щебень, применимый в дальнейших строительных работах. Отдельный разговор об автономных самоходных ситовых сепараторах. За годы эксплуатации действующих карьеров там скопились горы отсева, который на поверку на треть состоит из товарных фракций 5-10 и 10-20. Самоходный модуль в паре с погрузчиком могут за летние месяцы себя полностью окупить, а в дальнейшем начать приносить чистую прибыль, освобождая при этом изрядные площади в карьере. Техника На сегодняшний день мировые лидеры, производящие горное оборудование, включили в свой ассортимент мобильные модули. Не стали исключением ни шведский концерн SANDVIK, ни финский METSO MINERALS. Имея за плечами столетний опыт производства дробильных машин, специалисты этих мировых лидеров горного машиностроения предлагают современные мобильные дробильно-сортировочные линии наряду со своим стационарным оборудованием. Особого внимания заслуживает продукция, производимая британской компанией FINTEC. Базируясь на инженерном опыте гениального конструктора строительной техники Джона Финлея (John Finlay) и получив всестороннюю поддержку специалистов компании SANDVIK, FINTEC выпускает мобильные дробильные и сортировочные модули, имеющие в своем составе дробящие агрегаты SANDVIK, но по цене, не превышающей цену POWERSCREEN, HARTL, ЕХТЕС и TEREX. Нет ничего удивительного, что техника под маркой FINTEC работает более чем в тридцати странах мира, а объем продаж за прошлый год удвоился. С начала этого года оборудование марки FINTEC продается и в Украине. Растущий рынок гидромолотов представлен в Украине как дорогими MONTABERT, RAMMER, ATLAS COPCO, так и более дешевыми турецкими МТБ, корейскими и китайскими моделями. Особняком держится продукция INDEСО. Итальянские инженеры, долгие годы конструирующие гидромолоты в стране, где без гидромолота даже червей на рыбалку нельзя накопать, - одни скалы - смогли добиться результатов, которым могут позавидовать даже эксперты компании MONTABERT. Цена гидромолотов INDECO в Украине при этом не выше, чем у менее заслуженных конкурентов. Причина в том, что INDECO - одна из немногих машиностроительных компаний, принадлежащих не безликой инвестиционной компании или банку, а составляющей семейный бизнес. Отсюда и гибкость ценовой политики, и короткие сроки поставки, и безупречное сервисное обслуживание, которого производитель требует от своих представителей в Украине. Кстати говоря, именно продукции итальянской компании INDECO в конечном итоге отдали свое предпочтение специалисты 000 «ТЕХБУДМЕХАНИКА ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДЕМОНТАЖ». А ведь при той нагрузке, которая приходится на технику, работающую в самой крупной в Украине компании, разрушающей отжившие свое здания и сооружения, такой выбор - наивысшая оценка экспертов, голосующих своими деньгами. Выводы Возвращаясь к началу статьи, следует заметить, что, приняв программу «Дороги России», наш северный сосед начал энергично бороться со второй своей бедой. Как результат, Украина, расположенная на гранитном щите, начала интенсивно разрабатывать свои карьеры, экспортируя продукцию в северном направлении. Сейчас нерудная промышленность находится на этапе роста, сменяющем долгие годы упадка. Многие щебневые производства стоят перед необходимостью обновления парка оборудования. Традиции в этой отрасли очень велики, и есть опасность при обновлении оборудования вновь вернуться к технологическим решениям 20-х годов прошлого века, отвергая заслуги и игнорируя технологические успехи лидеров мирового рынка. Каким образом выстраивать экономику щебневиков? Можно, закупив дешевое оборудование, продавать дешевый полуфабрикат, становясь сырьевым придатком соседей, а можно, купив технологические линии европейского качества, продавать готовый продукт по соответствующей цене. Не секрет, что индустриальный рост Украины со всеми присущими этому процессу тенденциями происходит не как-то по-особому, а в рамках пройденного развитыми странами пути, даже при тех многовекторных «шараханьях», которые порой сопровождают развитие нашего общества. Хорошо, что возможность обмена опытом с нашими зарубежными коллегами позволяет подсветить вероятный путь развития, уже отмеченный вехами достижений и неудач тех, кого мы постоянно вынуждены догонять в силу исторически сложившихся обстоятельств. Украине в своем развитии предстоит пройти за годы тот путь, который многие страны преодолевали десятилетиями. Дорогу осилит идущий, и она сможет принести ему радость, если он не сэкономил на ботинках. А на хорошей дороге ботинок надо гораздо меньше!
"Дураки и дороги" - ООО "Севитол-Диамант-Сервис", 2007 год.
#щебень #производствощебня #мобильныйгрохот #мобильнаядробилка #конуснаядробилка #дорожноестроительство